Средние века

Искусство, как и вообще все в Средние века, было проникнуто религией. Христианская церковь, очень хорошо организованная, укрепила свою мощь и теперь играла значительную роль в повседневной жизни людей. В X! и XII веках усилиями живших вне городов монахов было воздвигнуто множество монастырей и аббатств в романском стиле.

В XII —XIII веках расцвет искусств коснулся и разбогатевших крупных городов. За счет значительных сумм, выделяемых городскими властями при содействии епископов, возводятся для прославления Бога величественные храмы уже нового направления — готического.

На пути к вечному блаженству

Следуя наставлениям монахов, чтобы обрести вечное блаженство после смерти, верующие тратили иногда большие деньги на пожертвования. Кроме того, совершались паломничества к могилам святого Жака в Компостелле, святого Петра в Риме и Иисуса Христа в Иерусалиме. Вот по такому пути и развивались романская культура и искусство XI —XII веков: на пожертвования возводились церкви, а паломники способствовали строительству святилищ вдоль дорог, ведущих к святым местам.

Все выше и выше

Веком позже города уже настолько экономически окрепли, что у них появились средства на строительство соборов. Они становятся предметом гордости горожан. Начинается настоящее соревнование: у кого собор будет выше. Свод Нотр-Дам в Париже поднят на высоту 35 м, в Шартре — 36,55 м, в Реймсе — 37,95 м! Но и это еще не предел! В Амьене — уже на высоту 43 м, а в Бове — даже 48 м! Впрочем, частично этот собор впоследствии обрушился. Чтобы возвести подобные уникальные сооружения, архитекторы применяли новые идеи и методы: расположенные снаружи здания опорные столбы поддерживали свод и стены благодаря специальным аркам — аркбутанам; каменные арки (нервюры) пересекались по диагонали под сводом храма и таким образом укрепляли его.

Скульптурная капитель

Характерная черта романского искусства: скульптурные капители с историческими сюжетами, в основном заимствованными из Библии. На центральной капители церкви святого Петра в Шовиньи изображена птица, пожирающая человека.
Средние века


Церковь Сент-Этьен в Невере

1. Портал (главный вход)

2. Неф

3. Трансепт

4. Хор

5. Алтарь

6. Колокольня

Архитектура романской церкви основывается на принципе римской базилики, прямоугольного в плане гражданского здания.

В романском стиле возродилась скульптура как элемент украшения архитектурных сооружений.
Средние века


Благодаря новшествам стены можно было делать тоньше. Через «многоэтажные» витражи внутрь проникало много света, чем готический собор выгодно отличался от темной романской церкви. Скульптура отныне не украшает капители, как в XI и XII веках, а выносится на фасады и порталы. Иногда она составляет и внутреннее убранство здания.

Судьба искусства в руках знати

В XIV —XV веках, в конце Средневековья, церковь утратила свое прежнее влияние. Укрепилась светская власть королей, князей, богатых купцов. Скульптура, живопись, гобелены и прочие произведения искусства украшают теперь не культовые сооружения, а замки с их часовнями или гостиные частных домов.

«Сад наслаждений», фрагмент «Ада»

Этот шедевр принадлежит кисти удивительного художника-фантаста Хиеронимуса Босха (1450—1516)
Средние века


Супруги Арнольфини

Фламандский живописец Ян Ван Эйк (ок. 1390-1441) первым начал изображать частную жизнь богатых горожан.
Средние века

Собор в Амьене

1. Тройной портал

2. Колокольня

3. Контрфорсы (устои, укрепляющие основную конструкцию)

4. Аркбутаны

5. Шпиль

Обычно сооружение больших соборов начиналось с центральной части, затем следовали неф(часть помещения, ограниченная колоннами) и фасад. В Амьене, наоборот, сперва возвели неф.
Средние века