Театр

Религиозный, трагический, комический — греческий театр был первым в западном мире. Он возник за 600 лет до н.э. из культа Диониса, бога вина и виноделия. С IV века до н.э. греки строили величественные каменные здания для театральных постановок. Театр в городе Эпидавр на полуострове Пелопоннес имел по крайней мере 20 тыс. мест.

От пантомимы к фарсу


Если греки толпами шли на трагедии и комедии своих лучших авторов (Эсхила, Софокла, Еврипи-да...), то римляне их совершенно не ценили. Однако это совсем не обескураживало римских драматургов. Теренций и Плавт сумели прославиться своими комедиями, написанными по мотивам греческих версий. Публика Древнего Рима предпочитала пантомимы, пусть даже и невысокого вкуса, или пышно поставленные спектакли с завораживающими театральными эффектами. И в греческом, и в римском театре играли только мужчины, используя маски, в том числе и для женских ролей. В Средние века театр становится в основном религиозным. Вначале он со своими играми, чудесами и' мистериями «завоевывает» церкви, затем выходит на паперти и в общественные места. Параллельно развивался и балаганный, фарсовый театр, совершенно нерелигиозный, смеявшийся над повседневной жизнью, пороками общества.

Арлекин

Этого персонажа комедии масок узнаешь по одежде из разноцветных лоскутов, палке и черной маске.
Театр


Театр «Комеди Франсез»


Построен в 1787 году, обновлен в 1976, имеет 900 мест.

1. Зрительный зал.

2. Суфлерская будка, вмонтирована в пол сцены.

3. Сцена приподнята и отделена от зрителей оркестровой ямой.

4. Декорации.

5. Ложи, ранее предназначавшиеся для великосветской публики.

6. Раек, или галерка, — помещение с самыми дешевыми местами.
Театр


Комедия масок или классический театр

Эпоха Возрождения дала толчок развитию самых разнообразных театральных жанров. В Италии, например, огромным успехом пользовалась комедия дель арте (комедия масок). Простые, незатейливые сюжеты, но зато импровизация актеров, становившихся, по сути, соавторами пьес. Герои комедии масок нам хорошо знакомы: Арлекин, Пульчинелла, Панталоне. .. В Англии в XVII - XVIII веках доминирует елизаветинский театр. Среди многочисленных авторов трагедий и комедий — несравненный, в ореоле славы Вильям Шекспир.

Во Франции XVII век - золотой век классического театра, который своим успехом обязан блистательным Корнелю, Мольеру, Расину. В 1680 году король Людовик XIV, подбадриваемый троицей драматургов, основывает театр «Комеди Франсез», где и по сей день репертуар остается в основном классическим.

На пути к современному театру


XIX век. Романтический театр представлен лучшими именами: В. Гюго, А. Дюма-отец, А. де Мюссе, А. де Виньи, П. Мериме. Предпочтение отдавалось сюжетам, основанным на великих исторических событиях. При создании спектаклей, зачастую отличавшихся весьма пышными декорациями, авторы тесно сотрудничали с актерами. А. Дюма-сын, Э. Лабиш, Ж. Фейдо — это уже «бульварный» театр с лихо закрученными сюжетами, держащими зрителя в напряжении до самого конца пьесы.

XX век. Политика и новые средства выражения вдохновляют Б. Брехта, а идеи абсурда — С. Бек-кета и Э. Ионеско. Так создается театр новых форм, современный, с его постоянным поиском нового сценического языка.

Вильям Шекспир


Великий английский драматург. Сцена из спектакля «Сон в летнюю ночь » («Комеди Франсез», 1986 г.)
Театр


Мольер

Этот портрет — кисти художника Миньяра. Ниже: сцена из спектакля «Дон Жуан» (Париж, Национальный парижский театр, 1980).
Театр


Кафе-театр

«Поговорим о капусте» — пьеса Жозианы Левек в постановке Аник Бланшто в кафе-театре Бланк-Манто. В небольшом зале кафе-театра за происходящим на сцене зрители могут следить, сидя за столиком с бокалом в руке. Разыгрываемые пьески или скетчи обычно комического характера.
Театр